В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

О деньгах и не только

                     О деньгах и не только…

Деньги – недетская тема, но это лишь на первый взгляд. Детей рано начинают привлекать ценные бумажки. Они знают, что деньги можно обменять на все, что захочешь. Кроме того, деньги становятся для школьников символом собственной значимости и самоуважения. «Денежные» дети пользуются популярностью у сверстников. Давайте обсудим, как воспитать детей щедрыми и в то же время не расточительными?

Многих родителей волнует вопрос: «Нужно ли давать деньги детям?» Нужно. У младших школьников появляется потребность быть самостоятельными во всем. Им хочется перекусить на перемене не завтраком, который заботливо уложила в портфель мама, а булочкой, купленной в школьном буфете. А как пройти мимо киоска, в котором столько ярких канцпринадлежностей и прикольных безделушек? Без денег не обойтись никак. Но если подростки могут сами при желании заработать на карманные расходы, то малышам приходится надеяться на родителей.

Итак, решено: с понедельника (с сентября) выдаем ребенку энную сумму. Сразу возникают вопросы: «Как часто давать?», «Нужно ли контролировать, на что тратит?», «Если ребенок провинился, лишать ли его денег? и т.д., и т.п. Ну что ж, попробуем разобраться вместе.

Прежде всего, ребенку нужно дать время привыкнуть к мысли, что он, и только он несет ответственность за свои карманные деньги. Для этого выдавайте сначала совсем немного (если даже потеряет или растранжирит – будет не очень жалко). Если все-таки казус случился, выдержите паузу в несколько дней, а затем дайте снова столько же денег. Не ругайте поначалу за нерациональные траты: ребенок еще только учится. Порой даже взрослым трудно удержаться, чтобы не купить приглянувшуюся вещицу. Приобретая опыт, ребенок будет совершать гораздо меньше необдуманных покупок. Целесообразно выдавать ему раз в неделю определенную сумму, которой он может распоряжаться сам.

Такой график должен быть неизменным и не зависеть ни от поведения ребенка, ни от настроения родителей. Пусть ребенок почувствует себя хозяином положения – тратит на что хочет. Однако потом пусть сам пожинает плоды своей нерациональности. Так, если не сэкономил на сладостях, значит, не хватило на игрушку. Если ребенок в чем-то провинился,  не стоит лишать его денег. Просто объясните, в чем конкретно он не прав.

Карманные деньги – один из важнейших способов обучения малышей азам финансовой грамоты. Это не баловство, а средство воспитания.

В последнее время стало модным платить детям за хорошие оценки или помощь по дому. Прежде чем дать денег на карманные расходы, родители говорят ребенку: «Сначала выучи уроки, приберись в комнате и т.д.». Может быть, и вы так же поступаете? Но разве вы хотите превратить доверительные отношения в финансовые? Психологи предостерегают: когда близкие начинают вести деловой расчет, это ни к чему хорошему не приводит. Родители не подозревают, какой наносят вред и себе, и ребенку поощрительными выплатами. Конечно, современная действительность очень коммерциализирована. Однако в семье, где общение строится на любви и взаимовыручке, товарно-денежные отношения не уместны. Объясните ребенку, что близкие люди должны бескорыстно заботиться друг о друге, а не превращать человеческие отношения в предмет торга. Нужно, чтобы ребенок понял: своим близким помогают не ради награды, а для того, чтобы порадовать их. Это так здорово – делать что-то приятное тем, кого любишь!

Делаем вывод: ребенка нельзя поощрять с помощью денег. Однако это не означает, что его помощь и хорошие оценки надо воспринимать как само собой разумеющееся. Родителям не нужно скупиться на похвалу и ласку. Добрые слова, нежные объятия и радостная улыбка родителей  для ребенка дороже любых денег.

Пройдут годы, и ребенок будет сам зарабатывать деньги. Для того чтобы он смог рационально распоряжаться ими, нужно уже сейчас учить этому. Исследования психологов и социологов показали, что  способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они опыт в детстве, приучали ли их родители самостоятельно пользоваться деньгами. С этой целью полезно привлекать ребенка к планированию семейного бюджета: вместе прикиньте, на что собираетесь потратить зарплату.

1)                             обязательные платежи (квартплата, коммунальные услуги, покупка продуктов и необходимых вещей);

2)                             желательные траты (поход в театр, музей, цирк и т.д.);

3)                             долговременные накопления (машина, дача и т.д.);

4)                             необязательные траты (дорогие игрушки, сладости и т.п.).

Объясните ребенку смысл пословицы «Копейка рубль бережет» (из сэкономленных копеек складываются рубли). Поставьте целью сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте, где и на чем можно сэкономить. Например, не оставлять включенным свет в ванной комнате, самим вырастить овощи на даче и т.д.

Необходимо, чтобы ребенок умел отличать свои желания от потребностей. Другими словами, чтобы он понимал, без чего нельзя обойтись (продуктов, тетрадей, ручек и т.д.), а что может подождать (игрушки, диски и т.д.).

Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление оградить детей от материальных проблем может воспитать у них иждивенчество. Однако и постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут спровоцировать появление у ребенка меркантильности и зависти. Не стоит делать из денег культа. Нужно, чтобы ребенок понимал: без денег не проживешь, но все-таки не они главное в жизни. Для того чтобы он не вырос жадным или, наоборот, расточительным, надо внушать не фанатичное, а уважительное отношение к деньгам.

Прочитайте ребенку миф «Царь Мидас и его золото». В нем рассказывается о  жадном царе. О том, как ему захотелось стать самым богатым человеком в мире. Он попросил бога Диониса сделать так, чтобы все, к чему он ни притронется, становилось золотым. Бог внял его просьбе, однако предупредил жадного царя о последствиях. Мидас настоял на своем, его желание исполнилось. Он был очень доволен, пока… не проголодался. Его ждало горькое разочарование: вся пища тоже превратилась в золото и стала несъедобной. Тогда он взмолился и стал просить Диониса взять обратно свой дар. Бог смилостивился, и все стало прежним, настоящим. Мидас почувствовал, что никогда прежде он не был таким счастливым.

Эта история заставит ребенка задуматься о том, что все хорошо в меру. А самое главное, он поймет, что не в деньгах счастье. Человек может чувствовать себя счастливым и при малом достатке. И наоборот: даже большая сумма денег не способна принести удовлетворение, если нет другого (здоровья, семьи, друзей).

Таким образом, не столь важно, какой достаток в вашей семье, главное — воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и к жизни в целом. Если он будет легко адаптироваться в любой ситуации, с оптимизмом смотреть в будущее, то сможет комфортно себя чувствовать всегда. Самое главное, чтобы он вырос человечным и духовно щедрым, и тогда его счастье не будет зависеть от материального достатка.

Это интересно

Деньги изготовляются на специальных машинах. Издавна такие мастерские назывались монетными дворами. Они были  в каждой стране. Среди многих богов, в которых верили древние римляне, одной из главных считалась Юнона Монета – богиня Луны и покровительница семейной жизни. Из уважения к ней римляне чеканили деньги в храме Юноны Монеты. С тех пор металлические деньги называются монетами. Веками во всем мире в качестве денег людьми использовались самые разнообразные вещи: шкурки лис, соболей, бронзовые колокольчики, бусы, камни, ракушки, соль, табак, чай, акульи зубы, куски меди, железа, серебра, золота.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники