В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

О деньгах и не только

О деньгах и не только…
«Деньги – это восьмой компонент, составляющий человеческое счастье, без которого остальные семь просто невозможны».
Сомерсет Моэм

На первый взгляд, деньги – недетская тема. Однако это не так. Даже малыши хорошо знают, что деньги можно обменять на все, что захочешь. А для школьников они становятся символом собственной значимости и самоуважения. «Денежные» дети пользуются популярностью у сверстников. Как воспитать у детей правильное отношение к деньгам, быть щедрыми и в то же время не расточительными? Это так же важно, как научить их читать и писать.

В современном обществе потребления дети, как правило, не задумываются, откуда берутся деньги. Нередко им кажется, что материальные возможности родителей безграничны. В кошельках у мамы с папой деньги не заканчиваются никогда, а значит, всегда можно получить желаемое, стоит только хорошо попросить.
Однако рано или поздно вашему ребенку все-таки придется услышать: «У меня нет на это денег». Нетрудно представить, какой будет реакция. Чтобы избежать истерик и упреков, вам следует как можно раньше провести «экономический ликбез». Иными словами, следует в доступной форме объяснить сыну или дочке, что деньги с неба не падают и что все купить невозможно, как бы нам этого ни хотелось. Однако самый эффективный способ научить ребенка разумному обращению с деньгами – дать ему в распоряжение небольшую, но личную сумму. Известно, что практический опыт действеннее любых разъяснений.
Итак, решено: с понедельника (с сентября, с нового года) выдаем ребенку энную сумму. Сразу возникают вопросы: «Как часто давать?», «Нужно ли контролировать его траты?», «Если ребенок провинился, лишать ли его денег? и т.д., и т.п.
Родителям следует помнить одно: карманные деньги – это не баловство, а обучающий тренажер, благодаря которому сын или дочь привыкает к ответственному отношению к деньгам.
Дайте ребенку время освоиться с мыслью, что он, и только он несет ответственность за свои карманные деньги. Для этого выдавайте сначала совсем немного (если даже потеряет или растранжирит – будет не очень жалко). Если все-таки казус случился, выдержите паузу в несколько дней, а затем дайте снова столько же денег. Не ругайте поначалу за нерациональные траты: ребенок еще только учится. Порой даже взрослым трудно удержаться, чтобы не купить приглянувшуюся вещицу. Приобретая опыт, ребенок будет совершать гораздо меньше необдуманных покупок. Целесообразно выдавать ему раз в неделю определенную сумму, которой он сможет распоряжаться сам.
Такой график должен быть неизменным и не зависящим ни от поведения, ни от школьной успеваемости, ни от настроения родителей. Пусть ребенок почувствует себя хозяином положения – тратит на что захочет. Однако потом пусть сам пожинает плоды своей нерациональности. Так, если не сэкономил на сладостях, значит, не хватит на игрушку. Если ребенок в чем-то провинился, не стоит лишать его денег. Просто объясните, в чем конкретно он не прав.
В последнее время стало модным платить детям за малейшую помощь родителям. Может быть, и вы так поступаете? Но подумайте, разве вам хочется превратить искренние отношения в деловые? Когда близкие люди начинают вести счет добрым делам, это ни к чему хорошему не приводит. Родители даже не подозревают, что поощрительными выплатами они сами себе оказывают медвежью услугу. В один «прекрасный» день ребенок может отказаться даже пальцем пошевелить без материального вознаграждения. Конечно, современная действительность очень коммерциализирована. Однако в семье, где общение строится на любви и взаимовыручке, товарно-денежные отношения не приемлемы. Объясните сыну или дочке, что близкие люди должны бескорыстно заботиться друг о друге, а не превращать человеческие отношения в предмет торга. Нужно, чтобы ребенок понял: своим близким помогают не ради награды, а для того, чтобы порадовать их. Это так здорово – делать что-то приятное тем, кого любишь! А любовь за деньги носит совсем иное название.
И уж тем более не следует платить за учебу. Школьная успеваемость и карманные деньги — понятия несовместимые. Ребенок должен понять, что получение знаний дает ему возможность самореализоваться. А если хорошие оценки нужны лишь для очередного вознаграждения, ни о какой серьезной учебной мотивации говорить уже не приходится. Однако это не означает, что успехи в учебе надо воспринимать как само собой разумеющееся. Будет не лишним за хорошую успеваемость сделать ребенку сюрприз, подарив то, о чем он давно мечтал. И уж конечно никогда не стоит скупиться на похвалу и ласку. Добрые слова, нежные объятия и радостная улыбка дороже любых денег.
Кроме так называемых карманных денег ваш ребенок получает пенсию. Скажите ему, что это его деньги. Но это не значит, что он может тратить всю пенсию по своему усмотрению. Объясните, что произойдет, если каждый член семьи будет «спускать» средства только на себя. Ребенку будет полезно уяснить, что деньги предназначены не только для удовольствий, а существует множество необходимых трат. Если ваш ребенок уже школьник, привлеките его к составлению семейного бюджета. Расскажите, что такое квартплата, какие платежи необходимо делать ежемесячно, сколько тратится на одежду, продукты, транспорт, лекарства и прочее. Совместно распределите зарплату и пенсию на: 1) обязательные платежи (квартплата, коммунальные услуги, покупка продуктов и необходимых вещей); 2) желательные траты (поход в театр, музей, цирк и т.д.); 3) долговременные накопления (машина, дача и т.д.); 4) необязательные траты (дорогие игрушки, сладости и т.п.). Постарайтесь научить ребенка распределять бюджет так, чтобы иметь возможность полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместно решить, как потратить оставшиеся финансы. Озвучьте сумму, которую в этом месяце вы можете выделить ему на игрушки или развлечения. В этом случае ребенок прекратит манипулировать вами и взывать к чувству родительской вины. Таким образом у вас исчезнет необходимость в постоянном противостоянии – вы станете единомышленниками.
И все же не забывайте время от времени баловать ребенка приятными мелочами. Для этого вовсе не обязательно покупать дорогие игрушки и брендовую одежду. Приятные сюрпризы не разорят вас, а ребенку доставят искреннюю радость, и он всегда будет уверен в вашей любви. Для большинства детей имеет значение не столько цена купленной вещи, сколько частота, с которой у них появляется что-то новое. Поэтому время от времени балуя ребенка приятными мелочами, вы без ущерба для кошелька поднимите ему настроение.
А если ребенок попросил что-то дорогое, но вы не можете сразу это купить, аргументируйте свой отказ. Очень важно спокойно и доброжелательно выслушать ребенка и постараться взглянуть на это его глазами, ведь порой то, что для взрослого кажется ерундой, для маленького человека действительно важно. Пообещайте купить желаемое после премии или ко дню рождения. Если вы все же сразу исполнили его желание, приобретя дорогую вещь, пусть он сполна разделит последствия неожиданной денежной бреши в семейном бюджете (я купила тебе это, но нам придется целый месяц жить без сладостей и развлечений). Но только при этом не упрекайте, не омрачайте радость ребенка.
Объясните смысл пословицы «Копейка рубль бережет» (из сэкономленных копеек складываются рубли). Поставьте целью сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте, где и на чем можно сэкономить. Например, не оставлять включенным свет в ванной комнате, самим вырастить овощи на даче и т.д. Поставьте на полку три копилки и напишите на них: «Деньги (имя ребенка) на расходы», «Сбережения (имя ребенка)», «Деньги (имя ребенка) на добрые дела». Первая сумма предназначена для насущных потребностей, ее цель – сделать ребенка более ответственным в тратах. Вторая копилка призвана научить малыша быть дальновидным и экономным, она может быть предназначена для долгосрочных планов и дорогостоящих покупок. Копилка «на добрые дела» предназначена для подарков друзьям и близким, а также помощи бабушке или родителям, если у них возникнут затруднения. Это научит ребенка быть внимательным к другим, проявлять заботу и щедрость.
Объясните, что каждый работающий человек делает что-то полезное для общества и получает за это зарплату, которую он может обменять на продукт труда других людей (товары или услуги). Здесь уместно вспомнить о роли денег как «всеобщего эквивалента» и популярно объяснить этот принцип. Нельзя же деталь от компьютера или несколько рекламных слоганов отнести парикмахеру в качестве платы за стрижку. И он тоже не сможет предложить свои услуги продавцу в обмен на мешок крупы. А деньги выступают здесь в роли посредников. Кстати, ребенку наверняка будет интересно узнать, что не всегда роль «всеобщего эквивалента» играли хрустящие купюры и звонкие монеты. В разное время в качестве денег использовались самые разнообразные вещи: шкурки лис, соболей, бронзовые колокольчики, бусы, камни, ракушки, соль, табак, чай, акульи зубы, куски меди, железа, серебра, золота.
Прочитайте ребенку миф «Царь Мидас и его золото». В нем рассказывается о жадном царе. О том, как ему захотелось стать самым богатым человеком в мире. Он попросил бога Диониса сделать так, чтобы все, к чему он ни притронется, становилось золотым. Бог внял его просьбе, однако предупредил жадного царя о последствиях. Мидас настоял на своем, его желание исполнилось. Он был очень доволен, пока… не проголодался. Его ждало горькое разочарование: вся пища тоже превратилась в золото и стала несъедобной. Тогда он взмолился и стал просить Диониса взять обратно свой дар. Бог смилостивился, и все стало прежним, настоящим. Мидас почувствовал, что никогда прежде он не был таким счастливым.
Эта история заставит задуматься о том, что все хорошо в меру. А самое главное, ребенок поймет, что не в деньгах счастье. Человек может чувствовать себя счастливым и при малом достатке. И наоборот: даже большая сумма денег сама по себе не способна принести удовлетворение, если нет другого (здоровья, семьи, друзей). И авторитет можно заслужить не только с помощью денег и вещей. Часто дети, не имеющие личных достижений, считают финансовую состоятельность родителей показателем собственной значимости. Однако это не так. Лучше помогите развить свои способности, научиться делать что-то лучше других, и тогда уважение и интерес сверстников будут ему обеспечены. Объясните также, что мода на вещи меняется очень быстро, а вот человеческие качества остаются неизменными. Доброта, честность, чувство собственного достоинства, великодушие, бескорыстие, умение дружить – без этих качеств жизнь человека неполноценна и тосклива.
Стремление оградить детей от материальных проблем и чрезмерное потакание их желаниям может воспитать у них иждивенчество. Однако и постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут спровоцировать появление меркантильности и зависти. Не стоит делать из денег культа. Нужно, чтобы ребенок понимал: без денег не проживешь, но все-таки не они главное в жизни. Для того чтобы он не вырос жадным или, наоборот, расточительным, надо внушать не фанатичное, а уважительное отношение к деньгам.
Конечно, к разговору о деньгах и способах их зарабатывания вам, скорее всего, придется возвращаться не раз. Простейшие азы финансовой грамотности малыш может усвоить уже в 4-5 лет, а детям постарше будет интересна более сложная беседа на эту тему. Здесь важно ориентироваться не столько на возраст ребенка, сколько на его психологическую зрелость. Для того чтобы приобрести опыт рационального отношения к вещам и научиться отличать сиюминутные прихоти от реальных потребностей, ребенку понадобится время и, конечно же, ваша помощь.
Таким образом, не столь важно, какой достаток в вашей семье, главное — воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и к жизни в целом. Если он будет легко адаптироваться в любой ситуации, с оптимизмом смотреть в будущее, то сможет комфортно себя чувствовать всегда. Самое главное, чтобы он вырос человечным и духовно щедрым, и тогда его счастье не будет зависеть от материального достатка.

Проблема «дети и деньги» сложна и многогранна, слишком многое в ее решении зависит от норм и традиций, существующих в каждой семье, а также от особенностей характера детей и их родителей. Определить, как ваш ребенок относится к материальным ценностям, вам поможет следующий тест.

Тест
Жизнь или кошелек
Мария Баулина
1. Когда вы с ребенком находитесь в крупном магазине он обычно:
А) с удовольствием рассматривает весь ассортимент;
Б) направляется в интересующий его отдел;
В) скучает, пока вы делаете покупки.
2. Став участником спора, школьник предпочитает…
А) опираться на логику;
Б) заключать пари;
В) ссылаться на мнение авторитетных людей.
3. Когда ребенок приходит в зоопарк, он получает больше всего удовольствия от…
А) наблюдения за животными;
Б) посещения аттракционов;
В) угощения мороженым и сахарной ватой.
4. Рассказывая о своих друзьях, ребенок делает акцент на …
А) трудностях, возникающих в отношениях с ними;
Б) событиях, которые они пережили вместе;
В) их внешнем виде и вещах, которыми они обладают.
5. Ваш ребенок часто мечтает…
А) стать богатым;
Б) прославиться;
В) сделать полезное изобретение.
6. Когда у ребенка появляются карманные деньги, он тратит их на…
А) что-нибудь съедобное;
Б) журналы, книги или диски;
В) игрушки или канцелярские принадлежности.
7. Если друзья просят школьника одолжить на время какую-то ценную вещь, он, как правило…
А) находит повод для отказа;
Б) соглашается;
В) предлагает дать ему что-нибудь взамен.
8. Как ваш сын или дочь относятся к рекламе?
А) любит ее цитировать или копировать;
Б) интересуется ее содержанием и обращает внимание на товары, которые видел на плакатах или по телевизору;
В) недолюбливает за вмешательство в интересные передачи.
9. Попросив то, что, на ваш взгляд, ему абсолютно не нужно, и получив отказ, ребенок обычно…
А) обижается;
Б) продолжает вас уговаривать в течение нескольких дненй;
В) довольно быстро забывает о своем желании.
10. Когда в гости приходят ровесники вашего ребенка и начинают трогать и рассматривать вещи, сын или дочь…
А) раздражается;
Б) увлеченно рассказывает о каждом «экспонате»;
В) терпеливо ждет, когда посетители удовлетворят свое любопытство.
11. Как обычно школьник ведет себя в кафе или ресторане?
А) просит заказать гораздо больше, чем может съесть;
Б) выбирает только знакомые и любимые блюда;
В) едва попробовав свой заказ, с завистью смотрит на вашу тарелку и просит поменяться.
12. Читая волшебные сказки или фантастику и представляя себя на месте героев, ребенок чаще всего мечтает о …
А) шапке-невидимке;
Б) волшебной палочке;
В) машине времени или другом необычном транспортном средстве.
13. Рассуждая о будущей профессии, в качестве основного критерия выбора сын или дочь называют…
А) зарплату;
Б) интерес;
В) пользу для других людей.
14. Все дети время от времени увлекаются коллекционированием. Как протекает эта «болезнь у вашего ребенка?
А) как насморк;
Б) как лихорадка;
В) как помешательство.
15. Представьте, что вы всей семьей отправились в лес за грибами. Прошел час, а корзинки до сих пор пусты. Как будет вести себя ребенок?
А) предложит вернуться домой;
Б) потеряет интерес к грибам и станет обращать внимание на цветы или насекомых;
В) совершенно не расстроится и продолжит поиски.
16. Аниматор в отеле предлагает принять участие в конкурсе. Школьник согласится, если…
А) вы пойдете вместе с ним;
Б) будет обещан хороший приз;
В) его заинтересует содержание конкурса.

КЛЮЧ

А б в
1 1 3 5
2 3 1 5
3 3 5 1
4 3 5 1
5 1 5 3
6 3 5 1
7 1 5 3
8 5 1 3
9 3 1 5
10 1 5 3
11 1 3 5
12 5 1 3
13 1 5 3
14 3 5 1
15 3 5 1
16 5 1 3

16-37.Потребитель. К сожалению, вашего ребенка можно отнести к представителям общества потребления. Он легко поддается влиянию рекламы, не задумываясь о том, действительно ли ему необходимы те или иные вещи. В отношениях с друзьями и близкими часто проявляет скупость. Обладание модными новинками повышает его самооценку, в то время как отсутствие какой-либо вещи надолго лишает покоя и повергает в уныние. Необходимо помочь ребенку правильно расставить приоритеты, продемонстрировав на житейских примерах вечность моральных ценностей и условность материальных. Учите школьника ценить не сами вещи, а их функциональность, удобство или доставляемые ими впечатления.

38-59 Реалист. Ваш ребенок хорошо усвоил истину: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Ему не свойственны мелочность и зависть, а порывы желания обладать той или иной вещью быстро проходят. Эти качества позволяют школьнику сохранять самоуважение независимо от того, какая у него модель мобильного телефона, и выбирать друзей, оценивая их личные особенности, а не достаток семьи. Вам остается лишь помочь ребенку и дальше сохранять подобный жизненный настрой.

60-80 Идеалист. Мечтательность и любознательность сочетаются в вашем сыне или дочери с импульсивностью и непрактичностью. Такому ребенку очень трудно объяснить, почему не стоит покупать картофелечистку с дистанционным управлением, которая привлекла его внимание своим дизайном. В то же время школьник может прекрасно обходиться без нового рюкзака, старательно скрывая за наклейками прорехи и пятна на старом любимом ранце. Важно научить ребенка анализировать и интерпретировать свои желания. Только тогда, приходя в магазин, он не будет испытывать растерянности или, наоборот, поддаваться всеобщему ажиотажу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники