В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

Память на «отлично»

                                 Память на «отлично»

С каждым годом неуклонно растет количество информации, которую нужно усвоить школьникам. Хорошая память — прочный фундамент, на котором держатся все знания. В связи с этим начинать развивать память у детей нужно как можно раньше. Возможности детской памяти велики, однако не следует считать, что все запомнится само по себе. Память надо тренировать. К счастью, для этого есть немало легких и увлекательных способов.

Задача родителей и педагогов – научить ребят ориентироваться в огромном потоке информации, чтобы они могли выбирать самое существенное и необходимое для запоминания. Известный педагог – Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что необходимо давать детям ключ к нужной информации, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

Задумайтесь на минутку, какой бы стала жизнь, если бы у нас не было памяти. Мы бы не знали кто мы такие, где находимся и даже какое сегодня число. Мы не могли бы ни говорить, ни читать, ни писать и т.п. Даже если бы мы узнали что-то новое, оно тут же бы  вылетело из головы. Только благодаря памяти нам не приходится ежедневно осваивать заново то, что уже умеем и знаем.

Главное достоинство памяти – способность быстро извлекать из огромного запаса сведений именно то, что нужно сейчас. Как говорил известный полководец — А.В.Суворов: «Память – это кладовая ума, в которой много перегородок, нужно, чтобы в этой кладовой всегда был порядок – тогда можно будет все найти без проблем». У Наполеона знания были уложены в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно было только «открыть нужный ящик, чтобы извлечь нужные сведения».

Память лучше всего поддается тренировке в детстве. Младшие школьники способны целенаправленно запоминать. Другими словами, они, в отличие от малышей, уже управляют своей памятью (могут ставить перед собой осознанные цели – что-то запомнить, прилагать усилия и волю).

Как научить детей эффективному запоминанию? Прежде всего, заинтересовать их тем, что нужно запомнить. Важно, чтобы материал для них был понятен.

Многие младшие школьники нередко предпочитают заучивать наизусть. Они прибегают к зубрежке в том случае, если учебный материал им непонятен или скучен. Кроме того требования учителя к точности запоминания порой воспринимаются учениками как необходимость вызубрить. Однако на одной зубрежке далеко не уедешь, это наглядный пример того, как НЕ НАДО запоминать. Механическое запоминание опасно тем, что с трудом выученное правило может вылететь из головы в самый неподходящий момент. Кроме того, если он не понимает смысла заучиваемого, то все равно это забудет. Многократное повторение одного и того же напоминает монолог попугая. Думаю, если рассказать о таком сравнении детям, им вряд ли захочется пользоваться «попугайским» методом.

Не нужно требовать от детей дословного пересказа. Гораздо важнее научить их объяснять прочитанное (услышанное) своими словами. Конечно, основные правила и сведения необходимо выучить наизусть. Без механической памяти тоже не обойтись, главное – следить, чтобы ученики не прибегали к ее услугам слишком часто.

Одна из задач учителя в начальных классах – научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Говоря проще, это – рациональные приемы запоминания  чисел, слов и даже фраз, на первый взгляд никак не связанных между собой. С их помощью учебный материал легко осмысливается, связывается со старым и включается в систему знаний, уже имеющуюся у ребенка. А следовательно, запоминание нужных сведений происходит легко и надолго остается в памяти. Так, на уроках русского языка детям могут помочь следующие мнемонические фразы: «Одеваем Надежду – надеваем одежду» (учим различать слова «одевать»/«надевать»). Или учим правило написания частицы НЕ: ««Не» раздельно пишет всяк, если дальше – слово «как». А расположение цветов в радуге поможет «хитрая» фраза (первые буквы в словах – подсказки): «Как однажды Жан звонарь головой свалил фонарь». Запомнить математические термины помогут смешные фразы: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»; «Медиана – это лиана, которая тянется к сторонам и делит стороны пополам». И порядок планет солнечной системы по мере их удаленности от Солнца: «Морской волк замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного подростка» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Отличную помощь могут оказать стихи-запоминалки. Суперприставучие рифмованные строчки легко и надолго врезаются в память. Например:

«Гар» иль «гор» берёт сомненье. Только «О» — и все решенье.

«Гар» иль «гор» не знаешь ты, «О» пиши без суеты.

«Гор» иль «гар» себя спрошу, сомневаюсь – «О» пишу.
Гнать, держать, смотреть и видеть,

Слышать, дышать, ненавидеть.

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья, их на «е» писать нельзя.

(исключения из 1 спряжения)

Не говори катАлог, а только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

Заря, зарница, озаренный, озарять –

По слову зарево я буду проверять.

Рыли грядку кабачков

Пять десятков пятачков.

И хвостов у поросят

Пятью десять – пятьдесят.            

 Память надо постоянно тренировать: без нагрузок она быстро «разленится». Благодаря веселым тренировкам памяти ваши дети забудут навсегда слова: «Я не помню».

 

                    Памятка заботливым родителям

Память любит разнообразие. Не заставляйте детей подолгу заниматься одним и тем же. При выполнении домашних заданий чередуйте учебные предметы (минут 20 позанимались русским – переключитесь на математику).

Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не следует ждать четверга:  лучше выучить сразу, а накануне только повторить.

Поскольку легче всего запоминается та информация, которую можно сразу применить на практике, подскажите ребенку, где и когда она может ему пригодиться. Подключите фантазию!

Для эффективного запоминания материал нужно воспроизвести сразу после прочтения (прослушивания), затем повторить через 20 минут, потом – через 8 часов и, наконец, через сутки.

Поощряйте детей чаще что-либо запоминать. Лучше это делать ненавязчиво, в игре.                        

        Интересные факты

Юлий Цезарь и царь Кир знали в лицо и даже по именам не менее 30 тысяч солдат. Сенека мог воспроизвести 2 тысячи не связанных между собой слов. Леонард Эйлер помнил 6 первых степеней всех чисел до 100.

А 33-летний Андрей Слюсарчук, профессор психотерапии из г.Львова недавно установил мировой рекорд: он смог воспроизвести по памяти миллион цифр после запятой числа «π». Предыдущий рекорд принадлежал 59-летнему японцу Акиру Харагучи, сумевшему вспомнить 83431 цифру.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники