В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

Перед стартом (хотим учиться)

ПЕРЕД СТАРТОМ

(хотим учиться)

Вот и подошло к концу беззаботное дошкольное детство. Совсем скоро ваш ребенок сядет за парту. От того, каким он станет учеником, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому так важна подготовка к школе.

Современная жизнь предъявляет высокие требования к будущим первоклашкам. Между тем современные детские психологи, физиологи и педагоги сошлись во мнении: единых жестких критериев подготовки к школе быть не должно. Гораздо важнее достичь определенного уровня физического и психического развития каждого ребенка. Объективная оценка особенностей поможет индивидуально подойти к юным «абитуриентам» и тем самым предотвратить возможные трудности в обучении.

Итак, готовить малышей к школе необходимо, но как? Что им действительно надо знать и уметь, а что – совсем необязательно? Представьте, что не ребенку, а вам предстоят кардинальные изменения в жизни. О чем вы захотели бы узнать в первую очередь? Конечно, о том, какие перемены вас ждут. Насколько повлияют они на привычный распорядок и не причинят ли дискомфорт. А ребенку тревожнее вдвойне, ведь он не имеет понятия, что за «зверь» эта школа, о которой постоянно говорят и дома, и в детском саду. Говорить-то говорят, но как-то неясно, туманно: вроде бы там ставят оценки и заставляют долго сидеть за партой. Ваш ребенок в растерянности: с одной стороны, ему хочется идти в загадочное для него место под названием «школа», а, с другой стороны, боязно. В детском саду все так привычно и знакомо…

Задача родителей и педагогов – создать у детей позитивный образ школы. Рассказывайте о своем детстве. Конечно, чаще вспоминайте о хороших событиях – школьных праздниках, одноклассниках, любимых учителях… Только не нужно, чтобы у ребенка сложилась искаженная картина, как будто его ждут одни лишь развлечения. Обязательно скажите, что в школе есть свои правила и законы, которые никто не должен нарушать. А самое главное, подчеркивайте, что основная задача школы – учить детей, чтобы они выросли образованными и могли найти интересную и нужную профессию.

Теперь приблизительно ребенок знает, что ждет его в школе, но истинное представление у него сложится лишь в сентябре, а то и позже. Пока же нужно сохранить радостное предвкушение новизны. А чтобы у ребенка не наступило осенью разочарование, займитесь теоретической подготовкой. Только не переусердствуйте, ведь все хорошо в меру. Не секрет, что некоторые родители слишком рьяно готовят малыша к школе, тем самым отбивая у него интерес к учебе. На деле знаний, которые ребенок получил в семье и в детском саду, вполне достаточно, чтобы начать обучение.  Кстати, все дети изначально хотят учиться, а взрослые порой умудряются убить это желание.

Современные дети много знают об окружающем мире, активно воспринимают любую информацию. Однако они зачастую оказываются неготовыми к более сложным мыслительным операциям. Чтобы этого не случилось, важно вовремя развить основные инструменты обучаемости – память, внимание и мышление. У детей с неустойчивым вниманием и плохой памятью, как правило, возникают трудности по основным предметам. Очень важно, чтобы дети умели применять полученные знания, выстраивать причинно-следственные связи. Вместо того, чтобы забивать голову ребенка лишними сведениями, полезно заниматься развитием речи, логики, внимания, моторики, памяти. Кроме того важно, чтобы ребенок умел доводить до конца задуманное, выполнять поручения взрослых, в общем, делать то, что требуется на протяжении определенного времени. И все-таки самое главное, чтобы дети хотели учиться и узнавать новое. Важно убедиться, что ребенок действительно предпочитает учебу игре. Это легко проверить. Читая сыну или дочке книгу, прервитесь на самом интересном месте и спросите, что он хочет делать – слушать дальше или поиграть. Если выберет игру, о школе говорить еще рано.

Школа – это не только место получения академических знаний. Это уменьшенная модель взрослого мира. В школе дети проводят большую часть дня, поэтому главная задача родителей – помочь малышам как можно легче и безболезненнее начать новую жизнь.

 

Рамки

Существует целая индустрия по  подготовке детей к школе. Прописи, буквари, сборники упражнений, различные тесты уже давно перешли в жизнь современного дошкольника. По статистике 80% детских книг, выпускаемых в России, посвящены подготовке к школе.

Готовность к обучению не ограничивается навыками письма, чтения и счета. Оно включает в себя комплекс физиологических и психологических характеристик развития ребенка. Они созревают к 6,5 годам. Именно в это время малыша формально можно отдавать в школу. Однако природа не знает четких возрастных ограничений, и то, что у одних развивается к 6 годам, у других формируется только к 8. Родителям вместе с учителем и психологом стоит оценить развитие ребенка со всех сторон.

 

М.Ощепкова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники