В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

Проститься со страхами

Проститься со страхами

По данным ВОЗ, половина населения Земли чего-то боится. Это неудивительно, поскольку страх – естественная и, как ни странно, полезная эмоция. Если бы мы ничего не боялись, нас бы уже  на свете не было. Именно страх предостерегает  об опасностях и уберегает от необдуманных поступков. Однако все хорошо в меру. Навязчивые страхи могут серьезно подпортить жизнь даже оптимистам. Правда, есть люди, которым нравится бояться. Без страхов их жизнь становится слишком пресной и скучной. Большинство же мечтают освободиться от страхов, но подчас не знают как. 
Избавиться от страха надо как можно скорее, пока он не перерос в фобию. Например, если ребенок боится собаку, которая его укусила,  – это естественный страх. Он не проявляет себя, когда поблизости нет раздражающего фактора (в данном случае – конкретной собаки).  Однако если ребенок начинает бояться всех собак подряд  – это уже фобия. Фобия возникает из страха, с которым человек не смог вовремя справиться.  Если со страхом можно как-то договориться (или прогнать, если он по-хорошему не понимает), с фобией такой номер не пройдет, ведь она не контролируется разумом. Вы ей даже слова сказать не сможете, поскольку будете находиться под ее игом.
  Итак, приступаем к борьбе, пока не поздно. И давайте помнить о том, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто сумеет преодолеть свои страхи. Прежде всего, внимательно рассмотрим врага,  чтобы нанести ему сокрушительный удар.
Откуда берется страх? Его порождает тревога. «Но ведь, – скажут внимательные читатели, — из тревоги возникает депрессия, а вовсе не страх». Действительно, мы уже говорили, что мать депрессии – тревога. Однако «благодаря» тревоге на свет может появиться и страх, который причиняет не меньше страданий, чем депрессия. В современном мире много поводов для переживаний и беспокойства. Тревожного человека пугает мысль, что с ним непременно случится что-то страшное (он не знает, что именно). Естественно, тревога может оказаться напрасной, и пугающая ситуация так и не произойдет. Тревога – это предчувствие страха. Если страх появляется в ответ на конкретную опасность, то тревога — это ожидание будущей угрозы.  Тревожный человек находится в постоянном  напряжении, и неудивительно, что причиной его страха может стать любая мелочь («Пуганая ворона куста боится»). Таким образом, у тревожного человека гораздо больше шансов «заразиться» различными страхами.
Перефразируя известное выражение, можно с уверенностью сказать, что страхам все возрасты покорны. Другими словами, страхам подвержены не только малыши, но и подростки, и даже взрослые. Кстати, чем старше становится ребенок, тем больше поводов у него для страха. Это вполне объяснимо: с возрастом у детей увеличивается запас знаний, а это не способствует сохранению душевного спокойствия. Только почему-то родители не всегда справедливы к подросткам, страдающим от страхов. Если к малышам чаще всего относятся с пониманием и сочувствием, от старших ждут сознательности и самоконтроля.
Большинство страхов связано с возрастными особенностями детей. Они свидетельствуют о том, что ребенок достиг определенного уровня зрелости. Кроме возрастных, есть страхи, появившиеся в результате  травмирующего события. Родители не всегда знают причину психологической травмы ребенка. Толчком к появлению страхов может стать все что угодно. Часто встречаются так называемые внушенные (кем-то навязанные) страхи. Как правило, носителями «страховой инфекции» оказываются самые близкие люди. Родители в буквальном смысле заражают детей страхами.
Невозможно перечислить все страхи, которые может испытывать человек, особенно ребенок. Вот лишь некоторые из них: страх перед незнакомыми людьми, страх одиночества, долгого отсутствия мамы, наказания, боязнь животных, сказочных и мультипликационных персонажей, страх высоты, темноты, страх смерти.
До сих пор мы говорили о страхах вообще, не затрагивая больных ДЦП. Дети (и взрослые) с ДЦП, как правило, боятся того же, что и здоровые. Однако отличия, вызванные хронической болезнью, все же есть. Повышенная впечатлительность людей с ДЦП является своеобразной компенсацией: из-за сниженной двигательной активности органы чувств функционируют в полную силу, как говорится, за себя и за того парня. Однако сверхвпечатлительность может легко спровоцировать различные страхи: ранимая психика больного подчас дает неадекватную реакцию даже на малейший раздражитель. Например, ДЦПшки могут бояться смены обстановки, прикосновений и т. п. В школе больные дети часто испытывают страх перед устными ответами. Отдельно нужно сказать о страхах, возникающих как побочное действие частого врачебного вмешательства. Ощущая свою физическую неполноценность, человек боится показаться белой вороной или Квазимодо. Кстати, по данным Э. С. Калижнюк, дети со спастической формой ДЦП больше других подвержены страхам.
Как мы видим, больным ДЦП хватает поводов для страхов. Между тем жизнь в постоянном нервном напряжении не способствует улучшению физического состояния.  Наоборот. На фоне страхов у детей с ДЦП ухудшаются двигательные функции: усиливаются гиперкинезы, хуже становится статика и координация движений.
Таким образом, необходимо помочь больным ДЦП как можно быстрее избавиться от страхов. А для этого необходимо знать, чего и как боятся ДЦПшки.
                            Пусть всегда будет мама
Догадайтесь, чего боятся все ДЦПшки. Больше всего на свете они боятся потерять самого близкого человека – маму. Безусловно, все любят своих матерей. Однако вряд ли кто-то из здоровых людей, выйдя из младенческого возраста, смог сохранить с ней тесную эмоциональную связь. А больные ДЦП могут. Мне порой кажется, что мы с мамой – близнецы с разницей в 25 лет.
Страх потерять родных – один из самых распространенных. По данным Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), 73% россиян боятся потерять родных. Что уж говорить о больных, для которых мама – это центр Вселенной. Без нее ребенок-инвалид (независимо от возраста) обречен на медленную мучительную смерть в казенных стенах интерната среди людского равнодушия. Как только ребенок узнает, что все смертны, он начинает бояться за маму (в то время как обычных детей пугает собственная гибель). Другими словами, для больного ребенка (и взрослого) лишиться мамы – страшнее смерти, ведь без нее жизнь теряет всякий смысл.
Конечно, вы не можете на 100% пообещать дочке или сыну, что с вами ничего не случится (от болезней и смерти, увы, никто не застрахован). Однако постарайтесь убедить (себя и ребенка), что сделаете все возможное для своей безопасности. Спокойно скажите: «Мы еще долго будем жить вместе. Конечно, мы когда-нибудь умрем, но, я надеюсь, это будет нескоро. Я буду жить до тех пор, пока нужна тебе». Такими словами вы зададите ребенку позитивную программу.
Если вы заметили, что ребенок не хочет с вами расставаться даже на короткое время, отнеситесь к этому с пониманием. Соблюдая несложные правила,  вы поможете сыну или дочке научиться спокойно отпускать вас на работу или по другим делам. Представьте, что ваш близкий друг уезжает куда-то. Что вы первым делом спросите у него? Естественно, «Когда вернешься?» А ребенку тем более необходимо знать, когда вы придете. Не называйте время возвращения вплоть до минуты: вас может что-то задержать, а сын или дочь будет сходить с ума. Маленькому ребенку, не умеющему определять время по часам, можно дать примерные ориентиры: «Приду после обеда», «Когда ты поспишь» и т.д. Никогда не уходите не попрощавшись. Нельзя манипулировать детским страхом, пугая ребенка: «Будешь плохо себя вести – уйду от тебя». Конечно, никуда вы не уйдете, но ребенок-то не знает об этом. Даже если раньше он спокойно отпускал вас, после таких слов в детской душе поселится страх, что вы и вправду можете не вернуться. Малыш перестанет бояться разлуки, лишь когда будет твердо знать, что вы его никогда не разлюбите и не бросите.
Если вам необходимо лечь в больницу, доступно объясните сыну или дочке, чем вы больны. Некоторые предпочитают скрывать от ребенка свои болезни, пытаясь уберечь его от лишних переживаний. Однако этого делать не нужно, поскольку ваш сын или дочь, чувствуя что-то неладное, может нарисовать в воображении куда более страшные картины, чем есть на самом деле. Я убедилась в этом на собственном опыте. Когда мне было 7 лет, мама сломала ногу. Поскольку мне в тот момент никто не объяснил, что такое перелом, я с ужасом думала, что у мамы теперь совсем не будет ноги. В детстве мне часто приходилось видеть людей с ампутированными конечностями. Я их очень боялась, до сих пор не пойму почему. Может быть, из-за того, что однажды увидела, как здоровая на вид женщина вдруг сняла с себя руку (я, конечно, не знала, что это протез). На фоне этих страшных впечатлений я приняла обычный перелом за ампутацию. Таким образом, лучше всегда объяснять ребенку все происходящее, чем потом лечить его от навязчивых страхов.  
                  Доктор Айболит или…
Установлено, что 8 из 10 человек боятся врачей. У некоторых людей этот страх настолько силен, что они готовы скорее умереть, чем пойти больницу. Заметьте, что речь сейчас идет о физически здоровых людях. Зачастую они не испытывали ничего больнее, чем укол. Что уж говорить об инвалидах, для которых врачи поневоле становятся неотъемлемыми «спутниками жизни».
Жизнь больного ДЦП с детства принципиально отличается от образа жизни физически полноценных людей. Родители, как правило, стараются сделать все возможное для восстановления здоровья дочки или сына. Дети с ДЦП – постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, логопедов,  хирургов и др. Врачебные манипуляции часто очень болезненные (операции, растяжки) и психотравмирующие (гипсование). Все это способствует появлению тревоги и страхов. Чрезмерная озабоченность родителей здоровьем ребенка, только подливает масла в огонь.
Конечно, при таком серьезном заболевании, как ДЦП, без лечения сложно обойтись. Однако, мне кажется, родителям стоит более скептически относиться к новым «суперметодам» лечения и не делать из своего малыша подопытного кролика. Следует помнить, что любая врачебная манипуляция – стресс. Порой негативные последствия для психики слишком уж перевешивают эфемерный эффект от лечения. Не секрет, что родители подчас носят ребенка по врачам для самоуспокоения, не в силах смириться с неизлечимостью заболевания. Пожалуйста, тщательно продумывайте каждый шаг в борьбе с физическим недугом, чтобы не пришлось лечить потом душу. А если вы уверены в необходимости медицинской процедуры, постарайтесь свести к минимуму ее пагубное воздействие на детскую психику. Поверьте: многое зависит от вас, любящих родителей. И не нужно перекладывать миссию успокоения ребенка на людей  в белых халатах. Их дело – лечить.
Итак, самое главное, чем вы можете помочь любимому чаду – подготовить его к предстоящему испытанию. Многие родители предпочитают не сообщать заранее о предстоящем лечении. Одни объясняют это тем, что ожидание боли мучительнее, чем сама боль, а другие, не в силах выносить детскую истерику, оттягивают неприятный момент до последнего. И первый, и второй подход нельзя назвать гуманным.
Представьте такую ситуацию. Вы стоите на берегу, ни о чем не подозревая. Вдруг кто-то из близких сталкивает вас в воду. Признайтесь, после этого вы станете ему доверять? Вряд ли. А что чувствует ребенок, когда вы вместо обещанного магазина (театра, цирка) вдруг привозите его в больницу? Естественно, обиду, страх и горькое разочарование. Неужели вы, самый близкий и любимый человек, могли так жестоко его обмануть? И разве можно после этого вам верить?!
Что же делать, если лечить ребенка необходимо? Настоящая мать всегда найдет нужные слова, чтобы подготовить его и при этом не напугать. Никто не призывает вас сообщать о предстоящем событии за неделю. Достаточно это сделать за несколько дней до часа Х. Человеку нужно время, чтобы принять неизбежность предстоящего лечения. Если ребенок уже достаточно большой, чтобы самостоятельно отвечать на вопросы врача, совместно обсудите, что сказать на приеме. В доступной форме объясните ребенку основные моменты предстоящего, при этом не заостряя внимание на подробностях. Особенно это касается такой тяжелой и болезненной процедуры, как операция. Необходимо сказать, что во время операции он ничего не почувствует, поскольку будет спать. Потом места разрезов могут поболеть, но на помощь придут лекарства. После этого расскажите, как будет хорошо, когда ранки заживут (станет легче двигаться, не будет выворачиваться нога и т.д.).
Будьте терпимы к детскому страху. Разве вы не боялись бы в подобной ситуации? Боялись бы, да еще как! Чем старше человек, тем сильнее его страх, ведь он уже знает, что врач – это не всегда добрый доктор Айболит, который «всех излечит, исцелит».
И все же нужно постараться проникнуться к врачу доверием, ведь от этого во многом зависит успех лечения. Как говорил древний врач Суршута: «Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом». Поиграйте с ребенком: пусть он ненадолго станет врачом, а вы – его пациентом. Изобразите трусишку и пусть юный доктор  с ним помучается. Так малыш узнает, как сложно врачу, когда пациент боится и сопротивляется.
К сожалению, подчас испытывать доверие к врачу непросто. Тут есть только два выхода: поменять доктора или, если это невозможно, постараться не показывать свой страх ребенку.
Второе правило для любящих родителей – быть рядом с ребенком в трудное для него время. Во время осмотра (укола) держите его у себя на коленях или за руку, чтобы он чувствовал вашу поддержку. Врачи имеют право отказать вам в этом лишь в том случае, если вы слишком нервничаете. А если они увидят, что вы держите себя в руках, то позволят находиться рядом с ребенком. Исключение составляет операция, но после нее вы сможете находиться возле сына или дочери. Думаю, не стоит говорить, что вам нужно стойко держаться, как бы тяжело ни было. Конечно, вы переживаете за своего ребенка (даже если ему …дцать лет). Однако не забывайте, что ваши переживания передаются сыну или дочке. А ему (ей) сейчас, как никогда, нужна веселая, сильная и уверенная  мама. Расскажите что-нибудь оптимистичное, почитайте вслух книжку с увлекательным сюжетом – в общем, постарайтесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка от болезненных ощущений. Для того чтобы поднять ему настроение, побалуйте игрушкой (книжкой), о которой он давно мечтал.
 Ваш ребенок лучше поверит в свои силы, если вы будете вслух поражаться тому, как он стойко переносит боль. Расскажите юному герою, что его здоровые сверстники часто не могут спокойно вытерпеть даже укол, а он мужественно переносит такие тяжелые процедуры. А если поведение ребенка оставляет желать лучшего, отнеситесь к этому терпимо. В присутствии врача и других посторонних никогда ругайте малыша, как бы плохо он себя ни вел.
В плену у пятерок
Каждый человек хочет быть в чем-то успешнее других. Это естественная потребность. Любой, если только захочет, найдет для себя занятие, в котором он будет преуспевать. К сожалению, у больных ДЦП этот выбор небогат из-за ограниченных физических возможностей. Так, многие ДЦПята не могут заниматься спортом, а те, у кого поражены еще и руки, лишены возможности шить, вязать, столярничать и т.д.
Между тем реализоваться хочется всем, независимо от состояния здоровья. Правда, кто-то сдается и бросает попытки найти себе дело, в котором сможет добиться успехов. Большинство же, собрав волю в кулак, упорно стремится доказать себе и окружающим, что и в таком состоянии можно достичь немалых успехов. Нередко, заметив, что у них неплохие результаты в школе, начинают отдавать все силы учебе. Такие дети справедливо считают, что в  учебной деятельности многое зависит от их усердия и терпения.
Если ваш ребенок учится с удовольствием, а хорошие оценки для него не самоцель, волноваться не нужно. Стремление к знаниям похвально, только нужно следить, чтобы это не превышало его возможности. Однако если школьник боится получить плохую оценку, есть повод насторожиться. Если ребенок сидит за учебниками до «посинения», перестает интересоваться всем, кроме пятерок, теряет аппетит и сон – вполне вероятно, что у него сформировался комплекс отличника (наркомания отличника). Даже четверку (не говоря уже о тройке) такой ученик воспринимает как конец света. Получив плохую, на его взгляд, оценку, отличник для себя делает вывод: «Я неудачник, у меня ничего не получается». Кстати, чем больших успехов он добивается, тем сильнее боится неудачи. В погоне за отличными оценками можно легко заработать психическое расстройство.
 Что же делать родителям в такой ситуации? Просить учителей быть снисходительными к ранимому школьнику? Если вы хотите, чтобы ребенок получил настоящее образование и стал полноценной личностью, это решение проблемы не для вас.
Лучше всего поговорить с самим учеником, постараться научить адекватно реагировать на неудачи и ошибки. Именно они закаляют человека, побуждают самосовершенствоваться.  А если в школе у ребенка все идет гладко, то, став взрослым, он будет пасовать при незначительных трудностях.
Отличники часто считают, что они просто обязаны учиться лучше других, должны знать больше остальных. Если ваш ребенок тоже так думает, объясните ему, что он никому ничего не должен.
  Кстати, синдром отличника можно «заработать» не только в школе, ведь не только учиться можно на отлично. Некоторые люди даже мытье посуды стремятся довести до совершенства. Люди с синдромом отличника часто отказываются от интересного занятия только из-за боязни того, что не получится сделать так, как хочется.
Конечно, не все дети сами стремятся быть отличниками. Нередко родители больного ребенка, понимая, что у них больше не будет детей, возлагают на сына или дочь слишком большие надежды. Завышенные притязания приводят к тому, что ребенок начинает сомневаться в своих силах. При этом поведение детей может быть разным. Одни могут совсем забросить учебу: думая, зачем стараться, если мной все равно недовольны. Другие, наоборот, стараются изо всех сил, но быстро истощаются, становятся обидчивыми и капризными, начинают часто болеть.
Для того чтобы ребенок не превратился в запуганного невротика, родителям необходимо понять, что хорошие оценки не должны доставаться ценой здоровья. Это особенно важно для больных ДЦП, ведь их нервная система и без того истощена. Школьная неуспеваемость не должна стать поводом для наказания. Это сигнал для вас, что ребенку требуется помощь.
 Постарайтесь убедить ребенка, что ваша любовь не зависит от степени его успешности. Когда ученик почувствует, что его любят просто так, а не за отличные оценки, он сумеет преодолеть свой страх.
И вообще, школа не должна быть для ребенка единственным смыслом жизни. Помогите сыну или дочери выбрать  занятие для души, в котором можно самовыражаться, не заботясь о достижениях и не боясь неудач.
                          Скажем страху «Прощай!»
После того как мы разобрали основные страхи ДЦПшек, поговорим, как избавиться от страхов вообще. У ребенка с ДЦП представления об окружающем мире ограничены, и поэтому поводов для страхов у них больше. Как известно, все незнакомое пугает. Исходя из этого родителям и педагогам необходимо расширять детский кругозор. Однако знакомить ребенка с различными предметами и явлениями нужно осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Например, перед тем как познакомить детей с домашними животными, необходимо сначала рассказать о них и показать на картинках.
Существуют разные способы избавления от страхов, порой диаметрально противоположные.
Иногда взрослые выбирают насильственный путь отучения – заставляют ребенка делать то, чего он боится, несмотря на отчаянное сопротивление. Сторонники этого метода считают, что только так можно добиться того, что человек перестанет быть  пассивной жертвой страха. В чем суть метода десенсибилизации?  Десенсибилизация – это постепенное привыкание к источнику страха за счет снижения к нему болезненной чувствительности. Например, чтобы перестать бояться собак, нужно сначала привыкнуть к их изображению на фото, потом приучить себя смотреть на собаку, сидящую на привязи, и только после этого познакомиться с ней поближе.
Другие, наоборот, считают, что смелость нельзя натренировать, постоянно ставя малыша в стрессовые ситуации. В результате этого родители могут превратить обычный страх (от которого реально избавиться) в навязчивый, то есть фобию.
Попросите ребенка нарисовать свой страх. С этим рисунком можно потом сделать  все что угодно: порвать, выбросить или сжечь. После этого скажите ребенку: «Страха нет». А еще лучше сделать рисунок комичным. Для этого пририсуйте монстру смешные лапки, яркий бантик или клоунский нос. Если сын или дочь захочет  посмеяться над своим страхом, значит, проблема решена.
В том случае, ребенок не хочет или не может рисовать, поговорите с ним. Постарайтесь понять, чего он боится. Какой бы нелепой ни казалась вам причина страха, не смейтесь над своим трусишкой. Лучше успокойте его и скажите, что обязательно ему поможете. Похвалите за откровенность и мужество, ведь признаться в своем страхе непросто.
 Существует еще один эффективный метод борьбы со страхами – сказкотерапия. Вы подбираете или сами сочиняете волшебную историю, в которой ребенок, похожий на вашего, испытывает подобный страх. Думаю, не нужно говорить, что сказка должна быть со счастливым концом: герой находит способ справиться со своим страхом.
Придумайте талисман, который будет защищать. Это может быть фотография мамы или любимая игрушка. Самое главное, чтобы свой талисман человек мог везде брать с собой. Как вариант: можно подобрать песенку, которая будет придавать смелость, или придумать «магическое» заклинание (например, «Сим-саладим» или «Абель фабель думане»). Главное верить: что это прогонит страх.
Однозначно сказать, какой метод хорош, а какой – плох, нельзя. Каждый человек уникален, и то, что помогает одному, неприемлемо для другого. Между тем есть одно универсальное средство от страхов – это доброжелательная атмосфера в семье. Любовь и понимание – основа для душевного благополучия. Когда человек чувствует поддержку родных, он менее подвержен страхам.
                                                                                               Мария Ощепкова
В рамку                                                 

По словам профессора Роберта Эдельманна, руководителя Британского Национального общества фобий, одной из странных фобий является птеронофобия. Страдающие ею люди впадают в панику при одной мысли о том, что их пощекочут перышком. В своей практике профессор сталкивался со случаями боязни клоунов (коулрофобией) и с приступами страха перед воздушными шариками (глобофобией). Среди самых необычных страхов он выделил иппопотомонстросескиппедалофобию. Как ни странно, этим 33-буквенным термином обозначается боязнь длинных слов. Некоторые люди испытывают страх даже перед цифрами. Называется эта боязнь арифмофобией. Макрофобы опасаются долгих ожиданий, филофобы больше всего на свете боятся влюбиться, а панофобы паникуют вообще по любому поводу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники