В помощь родителям

Мария Ощепкова. Педагог-психолог г. Иркутск

В помощь родителям - Мария Ощепкова. Педагог-психолог   г. Иркутск

Нескучное развитие вместе с мамой

Родителей больных детей объединяет одно: вера в чудо. Они убеждены, что их ребенок непременно станет здоровым. Однако ДЦП неизлечим. Но родители упорно отказываются посмотреть страшной правде в глаза, не желая принять неизбежное. Обратите внимание: принять вовсе не означает смириться, опустить руки. Наоборот! В ваших силах сделать жизнь сына или дочки полноценной и счастливой.

Практически все медицинские процедуры болезненны и причиняют детям психический дискомфорт. А самое главное, постоянное лечение отнимает все время и силы. В результате очень часто умственному развитию детей не уделяется должного внимания. Мол, встанет на ноги, тогда и за ум можно браться. Однако, уважаемые родители, вы очень рискуете оказаться на месте старухи у разбитого корыта: можно не достичь существенных результатов в физическом состоянии и упустить благодатное время для развития интеллекта. Если мозг постоянно не нагружать, он постепенно атрофируется. Многие больные дети могли бы достичь заметных результатов в учебе, если бы с ними начали своевременно заниматься. Дайте ребенку шанс. «Оторвите взгляд от «закрытых дверей»», — как говорила Хелен Келлер. Иначе говоря, развивайте то, что реально можно изменить. Физическое состояние при ДЦП далеко не всегда удается скоррегировать даже при постоянных тренировках. Здесь очень многое зависит от формы болезни, степени тяжести поражений и т.д. Что же касается интеллектуального развития – все в ваших руках. Правда, для этого придется приложить немало усилий. Но, поверьте, результат того стоит: ребенок будет жить полноценно и содержательно, несмотря на двигательные ограничения. К тому же у образованного и эрудированного инвалида больше шансов быть принятым социумом. Не секрет, что наше общество до сих пор снисходительно относится к людям с ограниченными возможностями. Однако если больные ДЦП смогут общаться на равных со здоровыми людьми, есть надежда, что те изменят свое отношение.
Среди больных ДЦП практически невозможно встретить двух одинаковых, настолько разнообразны проявления этой болезни. Кто-то имеет незначительные двигательные нарушения, позволяющие вести активный образ жизни, кто-то нуждается в частичной помощи, а кто-то и вовсе прикован к инвалидной коляске. Умственные возможности больных ДЦП также существенно различаются: у одних сохранный интеллект, у других наблюдается ЗПР, а у третьих – умственная отсталость. Вследствие этого и развитие таких детей происходит по-разному. Конечно, в раннем возрасте очень сложно определить интеллектуальный потенциал ребенка, но в любом случае заниматься нужно. Иначе впоследствии придется горько сожалеть, что вовремя не предоставили малышу шанс проявить свои возможности. У большинства детей с ДЦП изначально имеются способности к обучению, но если их не стимулировать, они не разовьются. Каждый малыш, как здоровый, так и больной, обладает врожденным потенциалом к развитию, искренне радуется, открывая для себя мир. А чтобы этот интерес не угас, а наоборот, раскрылся в полной мере, с ребенком нужно как можно больше разговаривать, отвечать на вопросы, рассказывать обо всем, что его окружает. Если же малыша воспринимать как заведомо неполноценного, не предоставлять ему условий для развития, то и ожидать от него заметных успехов не приходится. Как говорил Л.С.Выготский: «От нас зависит, станет ребенок умственно отсталым или нет». Так что, дорогие родители, выбор за вами.
Кстати, не существует прямой зависимости между тяжестью двигательных нарушений и умственным потенциалом. Это значит, что даже полностью обездвиженному ребенку следует предоставить возможность для развития. Вполне возможно, что он превзойдет и «ползунков», и «ходунков». Только не забывайте: без вашей поддержки ребенку не обойтись. Вам нужно помочь малышу приспособиться, и чем тяжелее патология, тем настойчивее приходится искать альтернативные способы. Обратите внимание на те части тела, функции которых ребенок в состоянии контролировать. Не может говорить – пусть набирает свои ответы на компьютере. Не работают руки – пусть учится писать по-другому. Главное, добиться обратной связи, создать условия, чтобы ребенок имел возможность выражать свои мысли. Здесь очень многое зависит от родителей, их веры в малыша и желания ему помочь. Именно от вас во многом зависит, будет ли его развитие гармоничным. Если постоянно, с самого рождения заниматься с ребёнком, ваши усилия непременно будут вознаграждены.
Дорогие родители, вместо того чтобы зацикливаться на бесконечном лечении, сконцентрируйте усилия на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Это не значит, что нужно совсем отказаться от лечения. Пусть будет и ЛФК, и массаж, и прочие процедуры, только не в ущерб развитию. Поверьте, гораздо важнее, чтобы ваш ребенок был любознательным и имел широкий кругозор, чем достиг эфемерных успехов в физическом развитии (например, научился ползать или ходить с поддержкой).
Так дайте же своему ребенку шанс! Тем более, что за вас это никто не сделает. Конечно, в настоящее время существует множество центров раннего развития. Однако они ориентированы на здоровых детей. И даже если вам удастся пристроить туда своего особого малыша, это не гарантирует ему успешного развития. И вовсе не потому, что ребенок с ДЦП соображает хуже здоровых сверстников. Просто у него в силу заболевания имеются специфические особенности развития (подробнее о них будет сказано ниже). А поскольку в центрах раннего развития не будет обеспечен индивидуальный подход к малышу с ДЦП, то и эффективность от таких занятий будет низкой. К тому же у такого ребенка может пострадать самооценка, ведь он в силу физических и сенсорных ограничений не может конкурировать со здоровыми детьми. Кроме того, для успешного развития больному ДЦП нужна специальная, адаптированная под его возможности среда. Стоит ли говорить, что кроме любящей мамы никто не создаст такие благоприятные условия, ведь только она знает особенности и возможности своего ребенка.
Итак, в том, что мамам больных детей не на кого переложить заботы по развитию своих малышей, есть даже определенное преимущество. Но и трудностей хватает: с чего начать, какие приемы использовать, сколько времени уделять развитию и т.п. Другими словами, мамам необходима квалифицированная помощь педагогов и психологов, поскольку они часто переоценивают возможности своего ребенка, порой не замечая явного отставания в развитии. Им хочется верить, что все пройдет само собой, но неприятие проблемы не решает ее. Не нужно прятать голову в песок, а следует своевременно принять меры. Это позволит избежать вторичных нарушений и откроет больше возможностей для коррекции. Нужны специалисты, которые реально оценят способности и задатки ребенка и на основе этого составят программу развития. К сожалению, в нашей стране нет системы психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП, только кратковременные курсы в реабилитационных центрах и санаториях. А между тем для достижения стабильных результатов необходимы систематические занятия с ребенком и консультации специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов), постоянно корректирующих программу занятий. Так, например, ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, существует 16 лет и уже доказала свою эффективность. Суть этой модели ранней помощи заключается в социально-психологической поддержке семьи, а коррекционная работа носит лишь консультативный характер. Консультации построены таким образом, чтобы родители стали активными участниками процесса абилитации, ведь именно им придется постоянно заниматься с ребенком.
А пока такой системы для детей с ДЦП не существует, придется вам самостоятельно развивать свое любимое чадо. Не столь важно, будете ли вы заниматься по конкретной методике, сделаете «винегрет» из разных подходов или вообще изобретете что-то свое. Развивать ребенка с ДЦП нужно так же, как здорового, но при этом обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Так, у малыша из-за физических ограничений затруднено активное познание окружающего мира. В связи с этим нередко отмечается низкая познавательная активность: двигательные нарушения не позволяют ребенку самостоятельно действовать, и он часто теряет интерес. Кроме того, многие дети с ДЦП быстро утомляются, отвлекаются, не могут долго удерживать внимание и, как следствие, плохо запоминают изучаемый материал. Также у них часто имеются нарушения зрения, слуха и осязания.
В развитии главное – своевременное начало. Это обусловлено физиологическими причинами. В раннем возрасте происходит интенсивный рост мозговых клеток и формирование многочисленных связей между полушариями. Полноценная работа мозга во многом зависит от впечатлений, которые получает ребенок в первые годы жизни. Именно поэтому надо успеть заложить базу, без которой немыслимо дальнейшее развитие. Как утверждает Масару Ибука, «многое из того, что человек может освоить в раннем детстве, в более старшем возрасте удается познать с большим трудом. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от степени развития мозга и стимуляции в решающие годы жизни ребенка». Если систематически стимулировать мозг, малыш будет готов впитывать все и усваивать новый материал лучше, а следовательно, выше будет и его познавательная активность. Б.П.Никитин сформулировал закон «необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей» (сокращенно – НУВЭРС). Суть его в том, что если не предоставить ребенку как можно раньше самые разнообразные возможности для деятельности, то его способности, имеющиеся от рождения, необратимо угаснут. Природа все устроила так, что маленькому человеку нравится учиться, он легко запоминает множество слов и способен усвоить огромное количество знаний. Не бойтесь навредить малышу: когда ему становится скучно, он перестает воспринимать информацию. Но «перекармливать» его новыми сведениями все же не стоит, чтобы не отбить интереса к познанию. Во всем нужна мера.
В развитии ребенка существуют так называемые сенситивные периоды – оптимальные сроки для наиболее благоприятного формирования тех или иных умений и навыков. Мария Монтессори выделила несколько этапов: двигательное развитие (от рождения до 1,5 лет), речь (с рождения до 6 лет), интерес к мелким предметам и деталям (1-4 года), восприятие порядка (2-4 года), музыка (2-6 лет), вежливость (2,5-6 лет), сенсорное развитие (с рождения до 5,5 лет), дифференциация восприятия (2,5-6 лет), чтение (3-5,5 лет), овладение навыком письма (3,5-4,5 года), пространственное восприятие (4-6 лет), математика (4-6 лет). Каждый период недолговременен, и если он проходит у ребенка впустую, начатая позже коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной.
Термин «раннее развитие» в разных странах вызывает свои ассоциации. В России его связывают с Н.Зайцевым и с семьей Никитиных, в Италии – преклоняются перед заслугами М.Монтессори, в США «дают энциклопедические знания» по Г.Доману, в Японии безоговорочно верят М.Ибука. Однако необходимо помнить, что идеальных систем раннего развития НЕ СУЩЕСТВУЕТ: у каждой есть свои достоинства и недостатки. Знакомясь с различными подходами, полагайтесь на свою интуицию, и вы обязательно поймете, что именно отвечает потребностям вашего ребенка и наиболее соответствует его возможностям. Бывает, что родители, зациклившись на конкретной методике, проявляют неуважение к интересам малыша, тем самым причиняя большой вред его развитию. Между тем ребенка, как и растение, нужно питать, насыщать именно в той области, где он себя проявляет, где это нужно ему сейчас.
Не следует сравнивать своего малыша с другими детьми. Чужие достижения не дадут стимула к развитию, а наоборот, могут вызвать у него раздражение и отбить желание учиться. Лучше соотнести успехи самого ребенка до и после занятий. У каждого малыша (как здорового, так и больного) свои темпы и неповторимая программа развития. Из этого надо исходить, если хотите, чтобы ребенок состоялся в жизни. Не пытайтесь перекраивать его на свой лад или в угоду моде и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Обучение ребенка должно соответствовать зоне его ближайшего развития. Пусть задания, которые вы даете, будут чуть сложнее его возможностей. Будьте реалистичны в ожиданиях, не требуйте от ребенка невозможного. Учеба не должна вызывать стресс. В нагрузках найдите золотую середину. Конечно, лучше завысить планку, чем ее занизить. Но все-таки не перегружайте.
Каждый ребенок познает мир по-разному. Кто-то лучше понимает материал, глядя на картинку или схему, кто-то быстрее усваивает информацию на слух, а кому-то важны тактильные ощущения. Необходимо учитывать ведущий канал восприятия ребенка, но при этом развивать и другие анализаторы. Если задействовать все каналы, картина мира будет наиболее полной и многогранной.
Прислушайтесь и присмотритесь к своему малышу, и вы обязательно поймете, как именно с ним заниматься. Очень важно добиться того, чтобы сохранные функции компенсировали недоразвитие поврежденных. Так, если он будет адаптирован к реальности, станет хорошо ориентироваться в разных ее аспектах, то даже тяжелые двигательные нарушения не помешают полноценной жизни.
Не стоит воспринимать раннее развитие лишь как гарантию успешного обучения в школе. Здесь прямой связи не существует. Школьная готовность включает в себя много компонентов. Это не только запас определенных знаний, навыков и умения читать-писать-считать. Важно, чтобы ребенок мог нестандартно мыслить, рассуждать, был любознательным. Если он с детства полюбит добывать знания, искать пищу для своего интеллекта, эта страсть сохранится на всю жизнь. И тогда дальнейшее обучение в школе не будет восприниматься им как тяжкая повинность. Именно поэтому развитие ребенка должно быть гармоничным и разносторонним.
Развитие малышей с ДЦП во многом зависит от качества окружающей среды, поскольку зачастую самостоятельное познание мира затруднено (им сложно дотянуться до заинтересовавшего их предмета, ощупать и рассмотреть его). Вот почему так важна для них развивающая среда. По словам Б.П.Никитина, «среда обитания должна быть максимально разнообразной». Всевозможные наглядные пособия, плакаты, карты, репродукции картин, развивающие игры и игрушки – это и есть ее составляющие. Все, что стимулирует развитие ребенка, должно находиться в зоне досягаемости. Задача родителей – создать условия, в которых малыш сможет в полной мере реализовать свои способности.
Чем больше возможностей для развития мы предоставим ребенку, тем лучше. Для этого необязательно обладать большим количеством свободного времени. Не только специально организованные игры и занятия, но и повседневные бытовые дела могут включать обучающие элементы. Общение с мамой всегда приносит ребенку радость. Замечательно, если беседа при этом будет еще и познавательной. Так, на кухне между делом можно освоить азы арифметики. Для этого попросите ребенка: «Подай мне 3 морковки и 2 луковицы». Или предложите: «Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила». Или поинтересуйтесь: «А сколько яблок лежит в вазе?». Выходя на прогулку, можно сосчитать количество ступенек на лестнице и спросить: «Сколько раз придется шагнуть, если перепрыгивать через 2 ступеньки?». Изучая геометрические фигуры, предложите малышу поискать в квартире квадратные, круглые, овальные предметы. Сделайте из бумаги эталоны, которые можно прикладывать к найденному предмету «для экспертизы».
Для малыша даже обычная поездка на общественном транспорте может стать развивающей. Поговорите о транспортном средстве, на котором вы едете: для чего оно нужно, как движется, кто им управляет. Задавайте ему множество вопросов, которые помогут научиться размышлять и делать выводы: «Что общего у трамвая и троллейбуса?», «А чем трамвай похож на метро?», «Для чего машине колеса, руль, фары?» и т.п.. Не забывайте озвучивать название улиц и скверов, бульваров и площадей, мимо которых проходит ваш маршрут. Дети обладают хорошей памятью, и ваши комментарии помогут им много узнать о своем родном городе.
Магазин – тоже полезнейшее место для развития. Здесь самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на прилавки; где растут овощи, а где – фрукты; почему некоторые продукты называют молочными; из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку. В отделе с соками потренируйтесь вместе с малышом образовывать прилагательные из существительных. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Недаром же дети часто называют «яблоковый» вместо «яблочный» сок, «вишенный» вместо «вишневый». Итак, мама говорит: «Персик». Задача ребенка назвать сок, который получают из этого фрукта. Поговорите и о том, какие бывают магазины и что в них продают. А еще можно потренировать память. Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите сына или дочку, все ли вы купили.
Благодаря таким «занятиям» ребенок будет с интересом осваивать новые знания. Главное, не решать за него, какую информацию дать сейчас, а что еще слишком рано. Рассказывайте все, что знаете сами, а малыш уж сам разберется, что из этого почерпнуть. Даже совсем маленький ребенок поймет гораздо больше, чем вам кажется. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. Количество непременно перейдет в качество, и однажды он удивит окружающих своими познаниями.
Очень важно, чтобы и вы, и ребенок получали удовольствие от совместных занятий. Если вы каждый раз морщитесь от досады, заставляя себя уделить внимание дочке или сыну – это никому не нужная жертва. Лучше выберите то, от чего вы сами получаете удовольствие и можете поделиться радостью со своим малышом. Так, если вы любите готовить, пригласите ребенка в «кулинарное путешествие». Расскажите об особенностях национальной кухни и приготовьте какое-нибудь блюдо. Попутно расскажите об этой стране, о ее культуре и традициях. Увлечены театром – предложите ребенку поставить домашний спектакль. Вы будете режиссером, он – автором сценария, а артистами – члены вашей семьи или куклы. Таким образом, любое ваше увлечение может стать отправной точкой в мире познания. Открывая красочный и многогранный мир, давайте лишь те знания, которые понадобятся ребенку в ближайшее время и которые легко применить на практике. Учитывайте интересы сына или дочки. Любой человек делает большие успехи именно в той отрасли знаний, которая не оставляет его равнодушным.
Заниматься с ребенком нужно регулярно, а не от случая к случаю. «Уроки» должны включать разносторонние задания, направленные на развитие речи, мышления, памяти, восприятия и творческих способностей. Самое главное, не перегнуть палку, чтобы у малыша не пропал интерес.
Занятия с малышом следует строить в увлекательной форме. Это должно быть не тяжелой работой, а способом интересно провести время. И тогда ребенок будет думать, что с ним просто играют, а не обучают. Однако ближе к школе нужно постепенно тренировать усидчивость, способность контролировать свое поведение, умение концентрировать внимание в течение длительного времени. Ребенок должен научиться думать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь закончить начатое дело, даже если интерес к нему уже утрачен. И тогда он сам начнет ставить цели и стремиться к их достижению. Если вы своевременно сформируете у сына или дочки эти полезные навыки, они очень пригодятся в будущем. Педагог Барбара Мейер считает: «Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал, но такие навыки, как умение изучать и планировать, не забываются».
Еще важнее воспитать у ребенка познавательный интерес и мотивацию к обучению. Даже оставаясь неподвижным, заинтересованный человек отличается внутренним движением: он живет и действует. Если все новое и необычное станет ассоциироваться у вашего ребенка с удовольствием и радостью познания, то это гарантирует, что у него не будет серьезных проблем с обучением. Задача родителей — воспитать увлеченную творческую личность, которой не грозит скука и бесполезное существование. Лучше всего показать на собственном примере, как здорово постоянно узнавать что-то новое. Рассказывайте сыну или дочке о том, что заинтересовало вас и сами внимательно слушайте, отвечайте на детские вопросы.
Как можно чаще читайте своему ребенку. Причем не только познавательные книги. Не менее важны и такие, которые обогащают душу, учат сопереживать и радоваться за других. Стимулируя интеллект, нельзя забывать об эмоциональном и творческом развитии. Наряду с IQ психологи выделяют и EQ – показатель эмоционального интеллекта, включающий в себя способность контролировать собственные эмоции, понимать чувства других и менять свое поведение так, чтобы людям хотелось общаться. Это умение быть вежливым и гибким, но не бесхребетным. Умение защищать свои убеждения так, чтобы не обижать, а переубеждать оппонентов. Быть преданным другом, но оставаться верным самому себе. Без этих качеств даже самому талантливому ребенку будет трудно. К сожалению, лишь немногие родители придают эмоциональному интеллекту важное значение. Необходимо учить ребенка пониманию своего эмоционального состояния. Но это станет возможным только тогда, когда мама сама научится адекватно справляться с эмоциями, в первую очередь, с негативными. Малыш должен научиться и сердиться, и обижаться, и радоваться, и восторгаться. Если вы признаете за ребенком право испытывать любое чувство и сами честно говорите ему о своих переживаниях (непременно называя их причину) – это первый шаг к успешности вашего ребенка во взрослой жизни.
Предоставьте ребенку достаточное количество свободного времени. Ему необходимо научиться самостоятельно занимать себя. Играя, малыш развивает свои способности и обогащает свой внутренний мир. Кроме того, игра оказывает огромное влияние на умственное развитие. Ребенок примеряет на себя различные образы, думает, как лучше поступить в той или иной ситуации. Поощряйте использование различных подручных средств вместо недостающих игрушек. Это хорошо тренирует воображение и нестандартное мышление.
Не лишайте ребенка детства! Многочисленные исследования показывают, что наиболее успешными и хорошо образованными становятся те люди, которым позволялось беззаботно играть и веселиться, познавать мир и делать собственные открытия.
Хочется еще раз подчеркнуть: только понимающие и чувствующие своего малыша родители могут создать наилучшие условия для его гармоничного развития. Ребенку очень важно чувствовать поддержку близких, видеть, как они искренне радуются даже малейшим его успехам. Любящие родители понимают, что малыш не является их «вторым Я». Это – уникальная личность, и с этим нужно считаться. И тогда родители станут не только воспитателями, но и лучшими друзьями своего ребенка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Your email address will not be published.